Вторник, 19.03.2024, 06:24
Приветствую Вас Гость | RSS

Я б в IT-ишники пошел...

Афоризмы

Наука не является, и никогда не будет являться законченной книгой. Каждый важный успех приносит новые вопросы. Всякое развитие обнаруживает со временем все новые и более глубокие трудности.

А. Эйнштейн

Меню сайта
Категории раздела
Профессия программист [14]
Конкурсы [0]
Введение [15]
Общие данные об IT, профориентация
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » IT направление » Введение

Профориентация - это ...

Профориентация – это…

Профориентация – это, в моем исполнении, не тестирование. Это, мои дорогие, радостное и вместе серьезное познавание человека, его характера, свойств его ума, внимания, воображения, ценностных ориентаций, способностей тела…

http://petrovavera.ucoz.ru/19.pngПрофориентация  – это, в  моем исполнении, не тестирование. Это, мои дорогие, радостное и вместе серьезное познавание человека, его характера, свойств его ума, внимания, воображения, ценностных ориентаций, способностей тела… Ради понимания того, какая профессиональная деятельность подходит человеку более всего по всей совокупности данных: и желаний, и скрытых мечтаний, и конфигурации, как умственной, так и личностной.

Вопрос: кто же и кого познает в процессе профориентации? Отвечаю.
Психолог познает профориентируемого, а профориентируемый познает себя с помощью психолога.

Неужели он себя и так не знает? Снова я отвечу: бывает, что и не знает, мало знает, не понимает, недоумевает перед самим собой, останавливается перед свой сущностью, как перед бездной, не дыша и в страхе.

Бывает, что голова молодого профориентируемого человека и вообще молодого человека наполнена всякими расхожими штампами типа «я лидер» , « я не лидер». А спросите-ка такого человека: что такое лидер. Очень разные вещи люди понимают под этим словом. Один думает, что лидер – это тот, кто очень активный и громко себя подает, другие думают, что лидер – это тот, кто любит быть на виду, и все думают, что раз уж я лидер – то я лидер и во всем и всегда, даже когда сплю, я все  равно лидер.

Или вот еще: «я хочу, чтобы в моей душе всегда была гармония, немедленно причем, причем самая настоящая и незыблемая гармония».
Откуда они узнали про гармонию? Да на тренинге личностного роста. Узнать узнали про гармонию, что она бывает. Но не узнали, откуда ее взять, гармонию эту. Даже не подозревают, что трудиться надо и  над этой летучей субстанцией, как гармония и счастье. И что на пути к гармонии человек должен испить страданий, мучиться главными вопросами бытия.

Так вот как же профориентируемый познает себя в процессе профориентации?
Во-первых, с помощью вопросов, которые сам себе никогда не задавал. К примеру, кто были ваши учителя и чему вы у них научились. И так далее. Эти вопросы человек обдумывает сам, готовясь к моей консультации. Вопросы он возьмет на сайте, посвященном поиску себя.
Во-вторых, человек познает себя с помощью обратной связи, исходящей от психолога. Например, я говорю: вот уже в третий раз вы произносите слова: систематизация и порядок. Я полагаю, что это очень важные понятия для вас? Что они значат для вас и какую роль играют в в вашей жизни?
Или: вы так элегантно уводите линию разговора, как только мы касаемся темы ТАКОЙ-ТО.

Или: вы хотите стать актрисой, какие шаги вы предприняли для исполнения мечты? Прочли ли Михаила Чехова «Работа актера над собой» или книгу Станиславского «Моя жизнь в Искусстве», посещали ли театральный кружок?

Этим вопросом могут задаваться какие-то новые параметры в картине мира мечтающей о сцене девушки… 

Или: я вижу, что для вас естественно визуализировать свои жизненные впечатления. Вот вы даже и рассказываете так, словно вы видите кино.
- Неужели? А ведь я так люблю кино…. Но я про это давным-давно забыла, что это моя мечта юности…

- Отчего бы вам не работать в кинопроизводстве?

-Ммм…
- А что вы почувствовали, когда я вам сказала про это?
- У меня зашлось сердце…

Отчего такое волнение? От переживания все еще живости этой темы и актуальности для человека. Но, как я уже писала в другом месте, эти признаки волнения могут быть признаками чего-то совсем другого…. И мы, вооружившись глубоким интересом и терпением, идем вглубь дальше.
Или: У вас очень красивый голос и сочная живая речь. А ведь это товар, а ведь это куда-то надо девать!

- ??? Мне никогда не говорили!

Или вот противоположный пример.

Девушка говорит: " Я люблю анализировать. Я хочу быть аналитиком". 
А я замечаю вязкое неповоротливое мышление, бедную речь и скудную осведомленность. И я вынуждена прибегнуть к пробе (тесту). Я прошу решить простую аналитическую задачу. Ей богу, совсем не сложную, но предполагающую абстрактное мышление.

Девушка не может решить задачу. Она видит это. Она легко отказывается от идеи быть аналитиком. Познание себя происходит в познании границ своих возможностей. Но граница может быть проходимой, не бетонной…
Вот если бы девушка настаивала на этом, уверяла меня, что готова свернуть горы ради мечты…

Ну, тогда бы я спросила её, а в прошлом, какие горы она уже сворачивала и ради чего. Это нужно знать мне, чтобы понимать степень развитости «волевой мышцы» девушки.

Ах, эта «волевая мышца»! Сладостные мечты разбиваются об асфальт жизни, если она не накачана.


И, я вас уверяю, есть люди, картина мира которых не включает такого объекта, как труд. Есть такие люди. Они хотят все самое дорогое получить за 15 копеек. И любовь, и профессионализм, и деньги. Познают ли эти люди себя, когда я говорю: нееет, милый мой, это не выйдет!

Нет, не познаЮт. Они даже обижаются на меня: деньги берет, а чуда совершить не может!

Но они имеют шанс познать себя тогда, когда мы рассматриваем прошлые эпизоды жизни и способы принятия решений и результаты этих решений и поступков. Оказывается, стратегия принятия решений всегда одна и она приводит к краху, например, или к ссорам… Самоопределение тоже деятельность. И тоже в ней есть стратегия.

Вот пример. Женщина 38 лет, не имеющая детей, представляет себе, как в 50 она будет заниматься с внуками.

Этот пример о чем нам говорит? Вероятно, о том, что у данного человека есть определенный дефект в обращении с судьбой. И этот дефект вот таков: не решать вопросы в практической плоскости, а решать их в плоскости теоретической… И тогда получается «как бы жизнь».

Впрочем, примеров массу могу я приводить и приводить, как Шахерезада, три года и больше…

В общем, вы поняли мою мысль. Человек постигает себя в процессе разговора о нем с психологом. Разговора именно о нем. А не о том, что написано в популярных книгах по психологии о тревожных людях, об успехе, о неуверенности в себе и т.п.

Профориентация не имеет права ограничиться рекомендацией нескольких профессий или хуже того – рекомендациями типа « вам нужно работать с людьми» или "вам нужно работать с цифрами».

На то в профориентации и я, живой человек. ..Я называю это живая профориентация. … На то и живой человек – чтобы с его помощью профориентируемый смог произвести селекцию. И выбрать ОДНУ профессию. А остальные подходящие или желанные куда девать? Отмести по внятным основаниям. Результат селекции не вызывает у моего собеседника внутреннего протеста. Я слежу за этим. Как доктор следит за давлением.
В процессе живой профориентации наступает один сладостный и волнующий для меня момент. Этот момент – момент «соблазнения профессией».
Когда у меня формируется четкая гипотеза о профессии и я ее предлагаю, я рассказываю о ней: где её практикуют, сколько зарабатывают, востребована ли она, почему она подходит моему собеседнику. Как вы понимаете, к этому моменту я уже довольно ясно себе представляю, какова психологическая картина моего визави и какие незыблемые ограничения он себе построил. Надо сказать вам, что каждый из нас построил себе такие ограничения. Например, один ни за что не будет выступать публично, а другой ни за что не станет работать физически. Ну, понятно, в мирной жизни.

Как правило, стадия «соблазнения профессией» проходит удачно. И профессия выбрана.

Теперь наступает стадия определения пути к ней. Бывает, что путь длинен. Однако, как написала одна сориентированная мной женщина, «когда занимаешься своим делом - то чем больше тратишь сил, тем больше их появляется, а чем меньше времени - тем больше успеваешь - это я почувствовала на себе».

Частенько случается, что путь не так уж длинен к работе мечты – всего несколько месяцев. Мы этот тоже прописываем подробно: шаг за шагом.
Бывает, что нужны контакты. Если они есть у меня, я ими снабжаю.
Бывает, что нужны книги. Я их называю. Нахожу и называю.

Профориентация мне кажется полётом, а моя работа похожей на работу пилота. Пилоту надо и вырулить на беговую дорожку и набрать скорость и взлететь, а потом лететь по правильному коридору, а в конце  приземлиться, выпустив шасси, и остановиться. Простите меня за это сравнение, настоящие пилоты авиации! В ваших руках жизнь человеческая. Но среди вас есть много таких, которые не сделали роковых ошибок за всю историю ваших полетов.
Много лет подряд мне снился сон. Как будто я стою на крыше высокого дома и мне нужно так ловко спланировать, чтобы приземлиться безболезненно. Вот когда я начала профориентировать – лет 9 назад – мне перестал сниться этот сон. Я думаю, оттого перестал, что я делаю эти приземления в реальности.

А сон мне сообщал о моей способности и потребности это делать.
Кстати, способность делать нечто и потребность делать это самое нечто – они как братья–близнецы: друг без друга тоскуют.

А вам какие сны снятся?

Автор: Эльмира Давыдова

Категория: Введение | Добавил: Вера (16.01.2014)
Просмотров: 510 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz